Участник рейтинга 500 лучших школ России 2017
Знак «Территория социального партнерства»
Рейтинг вклада школ в качественное образование московских школьников по итогам 2017 / 2018 учебного года
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2013
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2014
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2015
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2016
Западный административный округ

Вредна ли интерактивная панель для здоровья детей?

ВОПРОС:

Мой ребенок учится в 6 классе. С сентября в школе введены электронные доски. У ребенка очки -4.25, по показаниям врача сидит на первой парте. Ограничение по телевизору и электронным носителям - 1 час в день! После уроков с использованием электронных досок у ребенка болят глаза! Я боюсь, что если дальше учителя будут использовать электронные доски, дети будут оканчивать школу инвалидами по зрению - в классе уже плохое зрение у большинства. В связи с этим есть вопросы: 1. Где можно найти сертификаты на электронные доски? 2. Какие временные ограничения по использованию электронных досок на уроках? 3. На каком расстоянии должны сидеть дети от электронной доски? По сути новая электронная доска является телевизором, а безопасное для глаз расстояние до телевизора специально рассчитывается. 4. Предусмотрена ли доска для работы с детьми, имеющими проблемы со зрением? Сейчас таких школьников большинство.

Буду благодарна за оперативный ответ и за предоставление подробной информации об электронных досках и их сертификации относительно детей, имеющих проблемы со зрением. Давайте не будем калечить детей! Справки от врачей относительно ограничения просмотра электронных носителей имеются.

ОТВЕТ:

  1. Где можно найти сертификаты на электронные доски?

Согласно действующему законодательству РФ ЖК мониторы и панели, плазменные и ЖК телевизоры подлежат обязательной сертификации в рамках технического регламента таможенного союза ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования».

При сертификации изделия проверяют по следующим параметрам:

  • соблюдение требований к оформлению технической документации на сертифицируемые мониторы и телевизоры включая руководство по эксплуатации маркировку и паспорт изделия требованиям ТР ТС 004/2011;
  • соблюдение сертифицируемыми мониторами и телевизорами требований по защите человека при нормальной эксплуатации от поражения электрическим током;
  • Соблюдение сертифицируемыми мониторами и телевизорами требованиям по прочности изоляции и предохранительным цепям;
  • Соблюдение сертифицируемыми мониторами и телевизорами требованиям механической и коммутационной стойкости.

Методики испытания разрабатываются на сертифицируемые изделия в соответствии с приложением к ТР ТС 004/2011 утвержденным комиссией таможенного союза.

Дополнительно к требованиям ТР ТС 004/2011 мониторы и телевизоры проверяются на соответствие требованиям технического регламента таможенного союза ТР ТС 020/2011 Электромагнитная совместимость технических средств.

Документы о сертификации предоставлены государственному заказчику вместе с поставляемым товаром.

Поставляемые Департаментом информационных технологий в общеобразовательные учреждения интерактивные панели выпускаются ведущими мировыми производителями, относятся к профессиональному классу оборудования, соответствующему жестким требованиям мировых стандартов, в том числе TÜV (осуществляющему сертификацию продукции для поставок в страны Европейского Союза и США) и имеют указанную сертификацию.

  1. Какие временные ограничения по использованию электронных досок на уроках?

Согласно п. 10.18 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (далее – СанПин):

  • Непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроке в 1-4 классах не должна превышать 5 минут, в 5-11 классах - 10 минут. Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроке в 1-2 классах составляет не более 25 минут, 3-4 классах и старше - не более 30 минут при соблюдении гигиенически рациональной организации урока (оптимальная смена видов деятельности, плотность уроков 60-80%, физкультминутки, офтальмотренаж).
  • Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроке составляет: для учащихся 1-2-х классов - не более 20 минут, для учащихся 3-4 классов - не более 25 минут, для учащихся 5-6 классов - не более 30 минут, для учащихся 7-11 классов - 35 минут.

Стоит отметить, что приведенные в СанПиН по интерактивным доскам нормы относятся, прежде всего к проекционным технологиям, а не к поставляемым интерактивным панелям, которые по своей сути представляют собой жидкокристаллический дисплей.

Кроме того, Приказом Минобрнауки России от 30 марта 2016 г. № 336, интерактивные панели включены в перечень средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях».

Дополнительно Департаментом информационных технологий был изучен мировой опыт и практика применения электронных досок в учебном процессе, в частности вопрос влияния просмотра телевизора на зрение школьников.

Исследования, проведенные Американской ассоциацией оптометрии (AOA) не выявили прямой связи между нарушениями зрения у детей и использованием электронных досок и компьютерного оборудования в образовательном процессе. Специалисты отмечают, что наблюдаемое за последние годы ухудшение зрения у детей в большей степени связано с длительным использованием смартфонов и других подобных устройств, имеющих достаточно маленький экран и соответственно использующих мелкие шрифты, что заставляет детей напрягать зрение при чтении.

В исследовании, проведенном в Индии с участием 1265 школьников в возрасте от 6 до 15 лет, результаты которого опубликованы в специализированном интернет издании по превентивной медицине (Effect Of Television Watching On Vision Of School Children. S. Seema, , K. Minakshi, G. Manish. The Internet Journal of Preventive Medicine. 2011 Volume 2 Number 1), авторами которого являются специалисты исследовательских институтов в области офтальмологии, показал, что оптимальными условиями для просмотра телевизора в процессе обучения являются:

  • соблюдение нормального уровня освещения (не рекомендуется затемнения помещения);
  • рекомендуется 5-10 минутный перерыв после каждых 30 минут просмотра. Критическое время непрерывного просмотра составляет 1 час (аналогичные рекомендации предоставляются и производителями оборудования).

К вредным факторам, оказывающим влияние на зрение и ограничивающим длительное использование электронных досок относятся: высокая яркость, мерцание экрана, электромагнитное и вредное коротковолновое синее и фиолетовое световое излучение. Данные факторы также учитывались при принятии решения в пользу жидкокристаллической, а не проекционной технологии.

Если говорить о распространенной проекционной технологии: исследования, проведенные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Российской академии медицинских наук (результаты опубликованы в журнале «Директор школы» №4, 2010 год. «Безопасное использование интерактивных досок») показали, что учащиеся постоянно жаловались на утомление по окончании урока с использованием доски, 31,7% учителей «иногда» отмечают у своих воспитанников симптомы зрительного утомления (боли в области глаз). Среди факторов, связанных с использованием интерактивной доски и способных оказать негативное влияние на самочувствие и состояние здоровья учащихся, 58,3% респондентов называют яркий световой поток от видеопроектора, 14,1% указывают на возможное влияние электромагнитных излучений.

Поставляемые Департаментом информационных технологий в общеобразовательные учреждения интерактивные панели используют жидкокристаллическую технологию. Для данной технологии характерны высокое разрешение, обеспечивающее высокое качество изображения, наиболее близкое к бумажному носителю, отсутствие теней и дефектов изображения (в том числе световых пятен), обусловленные самой технологией формирования изображения.

Немаловажным фактором является яркость экрана: согласно ГОСТ Р ИСО 9241-303-2012 (Эргономика взаимодействия человек-система. Часть 303. Требования к электронным видеодисплеям, раздел 5.2.4, часть 3) для длительного просмотра в рабочих условиях целью является гармонизация экрана видеодисплея и окружающих его предметов быта с освещением внешней среды.

Применяемые жидкокристаллические дисплеи имеют яркость, соизмеримую с уровнем освещения в классах 300 - 500 лк. При этом, жидкокристаллические дисплеи могут быть настроены под уровень освещенности в классе и не требуют затемнения во избежание излишней нагрузки на зрение.

Для поставляемых в общеобразовательные учреждения интерактивных панелей, в отличие от проекционных технологий и бытовых телевизоров, характерно нормируемое TÜV отсутствие вышеупомянутых вредных факторов – мерцания, избыточного коротковолнового синего и фиолетового светового излучения видимого спектра высокой мощности, а также электромагнитного излучения.

В независимости от используемой технологии, с учетом требований СанПиН должна обеспечиваться оптимальная смена видов деятельности, плотность уроков 60-80%, проводиться физкультминутки, офтальмотренаж. Аналогично, необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности - чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.

  1. На каком расстоянии должны сидеть дети от электронной доски? По сути новая электронная доска является телевизором, а безопасное для глаз расстояние до телевизора специально рассчитывается.

Согласно п. 5.6 СанПиН, при оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие расстояния в сантиметрах:

  • от первой парты до учебной доски - не менее 240;
  • наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски – 860;
  • расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели - не менее 300.

При этом СанПиН не конкретизирует тип учебной доски для которого применимы указанные параметры.

Оптимальные для зрения условия фактически не зависят от используемой технологии электронной доски и актуальны даже для обычной меловой доски. Минимизация нагрузки на глаза достигается правильным сочетанием размера доски и использования шрифтов достаточного размера, соответствующих эргономическим правилам, обусловленным особенностями человеческого зрения.

Согласно рекомендациям производителей оборудования, а также согласно вышеупомянутым исследованиям, рекомендуемое минимальное безопасное расстояние до экрана при длительном просмотре - 150 см.

В рекомендациях сектора радиокоммуникаций международного союза электросвязи МСЭ-R (МСЭ-R BT.2022, BT.1769) параметрам поставляемых интерактивных панелей соответствуют расстояния комфортного просмотра от 1,6 высот экрана (минимум) до 5 - 6 (максимум), что соответствует 1,6 - 6 метрам.

  1. Предусмотрена ли доска для работы с детьми, имеющими проблемы со зрением?

Производителями интерактивных панелей не выпускается каких либо специализированных решений для работы с детьми, имеющими проблемы со зрением.

Приспособленность интерактивных панелей для детей, имеющих проблемы со зрением, может достигаться, в первую очередь, адаптацией образовательного контента – использованием крупных шрифтов, сочетаний цветов, контраста между текстом и фоном, что актуально и для детей, не имеющих проблем со зрением.

Согласно п. 5.5. СанПиН, детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты. Также, согласно п. 10.17 с целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз.